Урок 10

«Главное же в том, о чём говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Кото-рый воссел одесную престола величия на небесах и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек». Евреям 8:1-2

Христос - наш первосвященник

По словам пророка Даниила должно было произойти очищение святилища: «На две тысячи триста вечеров и утр, и тогда святилище очистится» (Даниила 8:14). Земное святилище в это время не существовало. По свидетельству апостола Павла и других апостолов существует святилище небесное, где Христос, как Первосвященник, совер-шает Свое служение. Соответственно, именно на очищение небесного святилища указывал самый длинный пророческий период. Для понимания смысла и значения первосвященнического служения Христа и очищения небесного святилища, нам необходимо прежде ознакомиться со служением первосвященника в земном святилище и его очищением.

Служение в земном святилище

Бог повелел Моисею построить Ему жилище для обитания на земле: «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди них» (Исход 25:8).

Повеление об устройстве святилища было дано после того, как израильтяне вышли из Египта и находились на пути в Ханаан. Будучи в Египте, они впали в идолопоклонство, и правильное понятие о Боге, какое имели их отцы Авраам, Исаак и Иаков, они утратили, Для возвращения их на духовную высоту понадобилось ввести наглядное, прообразное Бого-служение, благодаря которому они постепенно пришли бы к более совершенному понятию о Боге и Его плане спасения. Святилище было устроено из самых дорогих и ценных мате-риалов с той целью, чтобы обратить взоры и сердце Израильтян к Тому, Кто в великой Сво-ей славе являлся в этом святилище.

Спустя 500 лет после вступления Израиля в Святую Землю переносное святилище было заменено величественным каменным храмом, возведенным по первоначальному об-разцу царем Соломоном.

Служение и обряды, совершаемые в пустыне, во всех подробностях описаны в книге Исход (гл.25-40). Материалы, из которых возводилась скиния, определенная окраска, рас-положение культовых предметов — всё говорило о грядущем спасении.

Как же выглядела скиния и двор?

Длина ее двора была 100 локтей, ширина — 50, а высота — 5 локтей (локоть равен примерно 50 сантиметрам). Сама скиния была сделана из дерева и выложена золотом, длина ее составляла 15 м, ширина и высота — 5м.

Внутри скиния была разделена на две части: большая часть, восточная, называлась Святое; меньшая, западная — Святое святых. Отделения разделялись друг от друга завесой из тонкой льняной ткани голубого цвета с пурпурным отливом. На ней были изображены, вышитые золотом, херувимы.

Во дворе скинии стоял жертвенник, на котором приносились все жертвы. «И поставь жертвенник всесожжения перед входом в скинию собрания» (Исход 40:6). Там же находил-ся медный умывальник с водою, в котором священники совершали омовение рук и ног прежде, чем войти в святилище (Исход 30:17-21).

Постоянное служение в святилище и во дворе скинии

По повелению Господа в святилище совершалось постоянное служение: каждое утро и каждый вечер священник входил в святилище и на золотом жертвеннике, который стоял перед завесой, воскурял благовонное курение, затем поправлял светильник, чтобы лампады его горели не угасая. Таковым предстает перед нами ежедневное служение первосвященни-ка в первом отделении святилища. «На нём Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им, и когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им. Это - всегдашнее курение пред Господом в роды ва-ши» (Исход 30:7-8). В этом состояло служение первосвященника перед жертвенником по-стоянного ходатайства за народ в святилище. Когда священник утром и вечером входил в святилище, чтобы воскурять благовония на золотом жертвеннике, весь народ одновременно с ним объединялся, вознося свои молитвы к Богу. Их молитвы возносились в небо вместе с облаком воскуряемого фимиама, ибо последний символизирует молитвы святых. В под-тверждение этому мы читаем: «И пришёл иный ангел и стал пред жертвенником, держа зо-лотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который пред престолом. И вознёсся дым фими-ама с молитвами всех святых от руки ангела пред Бога» (Откровение 8:3-4). «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих — как жертва вечерняя» (Псалом 140:2).

Во дворе располагался большой жертвенник для всесожжении, на котором соверша-лось постоянное примирение за народ. В то время, когда священник возносил жертву за на-род во святилище, заколотый агнец лежал во дворе, готовый для сожжения на жертвеннике, как примирение за грех народа. В этом состояло постоянное служение примирения во дворе святилища через жертвенного агнца. Необходимо было приносить в жертву одного агнца утром и одного агнца вечером. «Вот что будешь ты приносить на жертвеннике: двух агнцев однолетних каждый день постоянно. Одного агнца приноси поутру, а другого агнца прино-си вечером» (Исход 29:38-39).

Это служение примирения совершалось не по воле народа и не по его просьбе, но по воле Господа и было откровением Божьего плана спасения людей. Так Бог через Христа ежедневно примиряет народ с Самим Собой: «Ибо незнавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2 Коринфянам 5:21).

Господь указывал, что жертва, приносимая за грех, должна быть чистой, потому что она символизировала святость Господа нашего Иисуса Христа, Которому предстояло уме-реть за наши грехи. Библия говорит о Нем: «Святый, непричастный злу, непорочный, отде-ленный от грешников и превознесенный выше небес» (Евреям 7:26).

Жертва должна быть чистой еще и потому, что вина кающегося грешника переклады-валась на безвинного агнца наложением на него рук. Он, не знавший греха, сделался «жерт-вою за грех» (2 Коринфянам 5:21).

Принесение жертвы сопровождалось пролитием крови, указывавшем на крестную смерть Христа: «возмездие за грех — смерть» (Римлянам 6:23); она же говорила об искупи-тельной смерти Христа, ибо «без пролития крови не бывает прощения» (Евреям 9:22). Во втором отделении, или Святом святых, отделенном от первого завесой, стоял ковчег, главный предмет всего святилища. Сделанный из дерева ситтим, он имел форму ларца (1 м 22 см длиной, ширина и высота его составляла около 1 м). Он был покрыт чистым золотом снаружи и внутри, а также имел золотой венец вокруг верхней крышки (Исход 25:10-11).Крышка ковчега, изготовленная из цельного листа золота, называлась престолом бла-годати. На обеих сторонах этой крышки стояли херувимы, сделанные из чистого золота, с крыльями, распростертыми вверх; лица херувимов были обращены на престол благодати (Исход 25:17-20).

Между херувимами и престолом благодати располагалась «Ше-кина», знак Божест-венного присутствия. «Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, по-среди двух херувимов» (Исход 25:22).

Что находилось в святом ковчеге?

Провозгласив в трубных звуках с горы Синай Десять Заповедей, Бог написал их на двух каменных скрижалях (Второзаконие 5:22).Сделав это вторично, Господь сказал Мои-сею: «И Я напишу на скрижалях те слова, которые были на прежних скрижалях, которые ты разбил; и положи их в ковчег» (Второзаконие 10:2). Затем Моисей дает нам следующее вдохновенное описание: «И написал Он на скрижалях, как написано было прежде, те де-сять слов, которые изрек вам Господь на горе из среды огня л в день собрания, и отдал их Господь мне. И обратился я, и сошел с горы, и положил скрижали в ковчег, который я сде-лал, чтобы они там были, как повелел мне Господь» (Второзаконие 10:4-5).

Все служения святилища сосредотачивались на факте нарушения человеком вечных принципов Десятисловного Закона, высеченного теперь на каменных скрижалях и поло-женного в святой ковчег во святилище. Все люди нуждались в милосердии. Поэтому над святым законом и находился, так называемый, престол благодати или милости. А над ме-стом милости обитал Сам Бог, Автор Своего закона, Распределитель милости, Спаситель грешников.

Закон Божий осуждал грешника на смерть. Его милость предоставляла жизнь. Про-щение предлагалось через действие искупительной крови. Лишь Христос, равный мораль-ному закону, против которого согрешил человек, мог спасти его от проклятия закона. «Ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожила грехи» (Евреям 10:4). Кровь живот-ных могла служить только прообразом крови Христа

Земное святилище очищалось один раз в год

Десятый день седьмого месяца назывался «днём очищения». Посредством крови совершалось очищение, как самого святилища, так и всего народа (Левит 16:16, 29-30). Очи-щение означает примирение. Это был последний Божий призыв к Своему народу раскаяться во грехе и очиститься посредством крови: «А всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребится из народа своего» (Левит 23:29).

В течение года каждый день народ исповедовал свои грехи.

Кровью принесенной жертвы мазали рога жертвенника. Таким образом, грехи симво-лически переносились в святилище. Ежегодно, в десятый день седьмого месяца представля-лась последняя возможность для окончательного избавления от греха. Это был на самом деле торжественный день! Смирившиеся пред Богом, раскаивавшиеся в своих грехах, полу-чали прощение и очищение своих грехов. Люди, намеренно и дерзко нарушавшие закон Божий, осуждались и наказывались смертью. Процесс очищения описан в 16 главе книги Левит. В назначенный день священник прежде всего приносил жертву за себя и дом свой. Будучи прощен и очищен, он приступал к очищению народа и святилища.

Таким образом, очищение земного святилища было непосредственно связано с пред-ставлением о Судном дне.

Какие два животных употреблялись при этом ежегодном очищении?

«И возьмет двух козлов, и поставит их пред лицем Господним у входа скинии собра-ния; и бросит Аарон об обоих козлах жребии: один жребий для Господа, а другой жребий для отпущения. И приведет Аарон козла, на которого выпал жребий для Господа, и прине-сет его в жертву за грех, а козла, на которого вышел жребий для отпущения, поставит живо-го пред Господом, чтобы совершить над ним очищение и отослать его в пустыню для отпу-щения... И заколет козла в жертву за грех за народ, и внесет кровь его за завесу ...и покро-пит ею на крышку и пред крышкою, — и очистит святилище от нечистот сынов Израилевых и от преступлений их, во всех грехах их... И совершив очищение святилища, скинии собра-ния и жертвенника, приведет он живого козла, и возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пус-тыню. И понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню» (Левит 16:7-22).

Людские грехи, накопившиеся в святилище за год, нужно было полностью удалить оттуда. И вот, наступал день, когда первосвященник с сосудом, наполненным кровью жерт-венного животного входил за завесу, во Святое святых, и стоя в присутствии Божием, кро-пил кровью крышку ковчега завета, под которой находился Закон Божий, тем самым как бы удовлетворяя требования Закона. Затем первосвященник, как прообразный посредник, брал на себя грехи и уносил их из святилища. Эти грехи возлагались на козла отпущения и, та-ким образом, народ и святилище очищались.

Земное святилище является прообразом небесного

Святой апостол Павел говорил, что первая скиния являлась прообразом настоящего времени и устроена была по подобию небесного святилища (см. Евреям 8:5).

Оба святилища располагают теми же предметами. Столетия спустя со дней Моисея Иоанну, написавшему Откровение, в видении были показаны предметы небесного святи-лища. Он видел золотые светильники (см. Откровение 1:12-13; 4:5); золотой жертвенник для воскурения фимиама (см. Откровение 8:3-4); ковчег завета (см.Откровение 11:18-19).

Христос является Первосвященником небесного святилища. Здесь Он служит ради нас; «Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие...» (Евреям 9:24-26).

Небесное святилище и его очищение

Смерть Христа на Голгофе за грехи людей ознаменовала окончание прообразного жертвенного служения в земном святилище: «Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот, завеса в храме раз-дралась на двое, сверху до низу; и земля потряслась; и камни расселись» (Матфея 27:50-51). Жертвы животных не могли сделать «совершенными приходящих с ними»: «Ибо невоз-можно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи. Посему Христос, входя в мир, го-ворит: «жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне... Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже... По сей-то воле ос-вящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа... Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых» (Евреям 10:4-14).

Разодравшаяся завеса в храме указывала на открывшийся непосредственный доступ к Богу благодаря Иисусу Христу. Об этом сказано: «Итак, братия, имея дерзнове-ние(смелость) входить во святилище посредством крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам чрез завесу, то есть, плоть Свою, и имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою, кроплением очистивши сердца от порочной совести, и омывши тело водою чистою» (Евре-ям 10:19-21).

- К какому храму обращаются наши взоры и внимание согласно книги Откровения?

«И отверзся храм Божий на небе, и явился ковчег завета Его в храме Его...» «Я обра-тился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и, обратившись, увидел семь золо-тых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облечен-ного в подир и по персям опоясанного золотым поясом» (Откровение 11:19; 1:12-13). (По-дир — длинная одежда иудейских первосвященников и царей).

Другие тексты книги Откровения также содержат подробности о небесном храме и первосвященническом служении Христа в нем. Этот небесный храм послужил и Моисею образцом для постройки временного святилища и храма на земле (Евреям 8:5). В небесном храме Христос совершает Свое служение и сказано, что «Он может всегда спасать прихо-дящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евреям 7:25).

- Нуждается ли небесное святилище в очищении? Есть ли грех на небе?

На небе нет греха, хотя именно там он впервые возник. И там проблема греха разре-шена навсегда.

В древности грехи народа посредством священника прообразно вносились в земное святилище. В новозаветнее время людские грехи, когда они исповедуются и оставляются, вносятся Христом в небесное святилище.

- По окончании какого периода времени очистится небесное святилище?
Писание дает четкий и конкретный ответ на данный вопрос:

«И сказал мне: на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится» (Даниила 8:14).

Этот период времени, состоящий из 2300 лет, начавшийся в 457 г. до Р.Х. закончился в 1844 г. по Р.Х. Именно тогда Христос, как Первосвященник, вошел во второе отделение небесного святилища для его очищения. В это время стала раздаваться весть из Откровения: «...убойтесь Бога и воздайте Ему славу, ибо наступил час суда Его; и поклонитесь Сотво-рившему небо и землю, и море и источники вод» (Откровение 14:7).

В 1844 году, когда должна была начаться работа очищения небесного святилища, Ии-сус вошел во Святое святых и начал работу очищения. На небе нет греха, но данная работа совершается в связи с записями о грехе.

Поскольку очищение земного святилища было последним днем примирения с Богом, или Днем суда, то очищение небесного святилища является временем, определенным Богом для последнего суда. «Ибо Он назначил день, в который будет праведно судить Вселенную» (Деяния 17:31) (смотри урок 12).

В великий Судный день Господь снимет грехи со всех исповедавшихся, грехи их бу-дут прощены (Деяния 3:19). Так завершится суд для праведников. В ходе этого суда иссле-дуется жизнь каждого верующего во Христа, чтобы определить, заслуживает ли он вечное спасение.

Ради кого проводится это следствие?

Разумеется, всеведущий Бог, Которому известен конец от самого начала, не нуждает-ся е подобном следствии для определения судьбы каждого человека. Однако существует са-танинский соблазн считать Бога непоследовательным и несправедливым. Для доказательст-ва обратного, события жизни каждого человека тщательно фиксируются, и в Судный день эта запись будет развернута и представлена как свидетельство праведности и истинности путей Господних, справедливости Его решений. Вся разумная Вселенная должна увидеть характер Бога в Его отношении к человеческому роду, Его всепрощающую любовь.

Благодаря этому мы яснее представим себе смысл храмовых обрядов: у жертвенного алтаря покаявшийся грешник, возложивший свои грехи на невинную жертву, обретал наде-жду на пришествие Христа, Агнца Божия, взявшего на Себя грехи людей. Спаситель умер за нас: «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира на-шего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Исайи 53:5).

Закланный Агнец стал воскресшим Спасителем, нашим Великим Первосвященником перед небесным престолом: «Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством крови Иисуса Христа, путем новым и живым... и имея великого Священника над домом Бо-жиим, да приступаем с искренним сердцем, с полной верою» (Евреям 10:19, 21,22).

До вынесения окончательного решения суда Божия, всем племенам, коленам и язы-кам будет возвещена весть вечного Евангелия для того, чтобы покаяться во грехах, сми-риться перед Богом, и обрести прощение через веру во Христа. Закончив служение очище-ния небесного святилища, Христос возложит грехи раскаявшихся на виновника всех грехов - дьявола, которого изображал козёл отпущения в земном служении. Козёл навсегда удалял-ся от людей, так же и дьявол, и всякий грех навсегда будут удалены из Вселенной.

Примирительная жертва Христа и посредническое служение в небесном святилище состав-ляют основание всего Евангелия. Тысячи людей были распинаемы на крестах. Но только Один умер на кресте во имя спасения грешников.

- Христос Своей смертью примирил человечество с Богом:

«Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения» (2 Коринфянам 5:19).

-Христос является нашим Первосвященником: «Ибо мы имеем не такого первосвя-щенника, который не может сострадать нам в немощах наших, но который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евреям 4:15).

-   Служение Христа в небесном святилище открывает нам надежду на прощение гре-хов и вечную жизнь: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанна 3:16).

-   Христос является единым Посредником между Богом и человеком: «Ибо един Бог, един и Посредник между Богом и человеками, Человек Христос Иисус» (1Тимофею 2:5).

Со смертью Христа обрядовое служение священников утратило свою силу и значе-ние. Открылся свободный доступ в небесное святилище. Почему только один Иисус Хри-стос имеет право быть посредником перед Богом? Сын Божий говорит о Себе: «...Я есмь первый и последний и живый; и был мёртв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» (Откровение 1:17-18). Христос - Посредник первый и последний. Почему? -Потому что Он был мертв и обрел жизнь. Только умерший за грешников и затем воскрес-ший имеет право быть посредником между Богом и грешниками.

Мы должны исповедовать наши грехи Единому Первосвященнику, и только тогда наше покаяние окажется принятым и молитва услышанной: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи(наши) и очистит нас от всякой неправ-ды» (1 Иоанна 1:9). Молитву Господь слышит в любое время и независимо от того, где вы ее произносите. Но если у вас есть особое место для молитвы — это замечательно: «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Ко-торый втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Матфея 6:6).

«Таков и должен быть у нас первосвященник: святый, непричастный злу, непороч-ный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес» (Евреям 7:26-27). Таким Первосвященником является только Иисус Христос и никто из людей.

Заключение

Со смертью Иисуса Христа путь во Святое святых открыт. Новый путь непосредственно к Богу приготовлен для всех. Погрязшее в грехах скорбящее человечество больше не нуж-дается в служении земного первосвященника. Наш Небесный Первосвященник со Своей кровью однажды «вошел во святилище и приобрел вечное искупление» (Евреям 10:7; 9:12), и «всегда может спасать приходящих через Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатай-ствовать за них» (Евреям 7:25).

Христос - наш первосвященник

1.  Кому Бог дал повеление построить святилище и с какой целью?Исход 25:8 (84 стр. ВЗ).Библия говорит:_____________________________________________________

2.  Когда входили священники в первое отделение для богослужения?Евреям 9:6 (268 стр. НЗ)Библия говорит:_____________________________________________________

3. Кто входил во второе отделение и как часто? Евреям 9:7.Библия говорит:_____________________________________________________

4.  Какое служение совершалось в десятый день седьмого месяца после того, как в течение всего года грехи народа накоплялись в святилище?Левит 23:27-30 (132 стр. ВЗ). Библия говорит:_____________________________________________________

5. Каким образом можно удалить грехи? Евр. 9:22 (269 стр. НЗ). Библия говорит:_____________________________________________________

6. Кто пролил за всех кровь? Евреям 9:21-22 (268 стр. НЗ). Библия говорит:_____________________________________________________

7. Нужна ли ещё жертва за грех? Евреям 10:10-14.18 (270 стр. НЗ).Библия говорит:_____________________________________________________

8. Куда пошёл Иисус после того, как приобрёл вечное спасение на кресте? Евреям 9:12 (269 стр. НЗ); 8:1-2 (267 стр.). Библия говорит:_____________________________________________________

9. С какой особой целью Христос «вошёл в небо»? Евреям 9:24 (269 стр. НЗ). Библия говорит:_____________________________________________________

10. Есть ли ещё какой-либо посредник между Богом и человеком? 1 Тимофею 2:5 (253 стр. НЗ).

11. Чем превосходит наш Первосвященник всех других первосвященников? Евреям 7:26-27 (267 стр. НЗ). Библия говорит:_____________________________________________________

12. Когда человек согрешает, к кому он должен идти, чтобы исповедать грех? 1 Иоанна 2:1; 1:9 (180 стр. НЗ). Библия говорит: