Урок 14

«Время Господу действовать, закон Твой разорили». Псалом 118:126

Кто изменил день Господень?

Однажды русский император прогуливался в одном из прилегающих к дворцу парков.

Вдруг он увидел часового, стоящего на страже возле пучка травы, торчавшего из земли.

Удивлённый присутствием часового в таком месте, царь спросил: «Что ты здесь делаешь?» «Не могу знать, - отвечал часовой. - Я выполняю приказ начальника караула». Царь приказал вызвать на-чальника караула и спросил его: «Почему часовой охраняет пучок травы?» «Не могу знать, государь, но это делается согласно приказу. И так было всегда».

После тщательного расследования царь обнаружил, что никто во всём дворце не мог припомнить времени, когда бы часовой не стоял на этом месте. Царь приказал поднять ар-хивы, и, к своему удивлению, обнаружил следующее.

За 100 лет до этого Екатерина Великая получила в подарок розовый куст чудесной красоты и, посадив его в том самом месте, приказала ежедневно выставлять там часового, чтобы кто-нибудь не затоптал прекрасных цветов. Куст этот давным-давно погиб, но часо-вой продолжал стоять, охраняя неизвестно что.

Многие люди искренне и преданно охраняют некоторые вещи, которые вовсе не яв-ляются священными. Многие христиане продолжают охранять учение, которое проникло в церковь благодаря традиции, но не является заповедью Божьей.

Одним из исключительных моментов, представленных в Священном Писании, явля-ется тот факт, что после сотворения мира в шесть дней, Бог покоился в седьмой день неде-ли; благословил, освятил и отделил святую субботу для человека. В настоящее же время большинство христиан соблюдают как день Господень первый день недели - воскресенье. Естественно напрашивается вопрос: Кто же перенес день покоя с седьмого дня недели на первый день? Как и когда это произошло?

Суббота не была изменена посредством Божьего авторитета

Господь заверил: «Не нарушу завета Моего, и не переменю того, что вышло из уст Моих» (Псалом 88:35). «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нару-шить пришел Я, но исполнить» (Матфея 5:17).

В мире существует один документ, непосредственно вышедший из уст Божиих и ад-ресованный человеку - это закон десяти заповедей, записанный в книге Исход 20:2-17. В четвёртой заповеди Бог сказал: «А день седьмый - суббота Господу Богу твоему». Посколь-ку Господь заявляет, что не переменит и не нарушит того, что вышло из Его уст, значит, Он не перемещал субботу с седьмого дня недели на первый. Бог строго-настрого запретил и человеку изменять 10 заповедей: «Не прибавляйте к тому, что Я заповедую вам, и не убав-ляйте от того; соблюдайте заповеди Господа, Бога вашего» (Второзаконие 4:2).

Христос за три с половиной года обучения Своих учеников, столь часто беседуя с ни-ми о субботе, рассматривая её с различных точек зрения, отсекая всё ложное, - ни разу не упомянул об изменении этого дня. Этот вопрос также не поднимался и в те 40 дней, в кото-рые Он являлся Своим ученикам после воскресения.

А в Своём последнем завещании, при разлуке со Своими учениками, Христос вменяет им в обязанность учить все народы соблюдать то, что Он повелел им: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я по-велел вам» (Матфея 28:19-20).

Если бы в Новом Завете было предписано соблюдать воскресенье вместо субботы, то об этом должно было быть повеление Христа, но его нет.

Апостолы и суббота

Никто из апостолов не говорил об изменении субботы. Но разве первый день недели не упоминается в Новом Завете? Подобное делается восемь раз. Но говорят ли они в пользу святости воскресного дня?

Читаем Евангелие от Матфея главу 28, стих 1: «По прошествии же субботы, на рас-свете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб». Здесь мы видим, что суббота заканчивается и наступает первый день недели, - поэтому эти два дня отличны один от другого. Читая тексты: Марка 16:1-2; 16:9; Луки 24:1; Иоанна 20:1; 20:19; Деяния 20:7-7; 1 Коринфянам 16:1-2, мы не находим ни малейшего намёка на какую-либо святость, приписываемую первому дню недели.

Читая Евангелие от Иоанна главу 20 и текст 19, мы находим следующее описание со-бытий: «В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит: мир вам!» Ученики не собрались для богослужения, но были вместе «из-за опасения от иудеев». Некоторые ошибочно полагают, что ученики собрались, чтобы отметить воскресение Хри-ста. Но это не соответствует действительности, т.к. ученики не верили, что Христос вос-крес. Марк поясняет это: Мария Магдалина, увидевшая воскресшего Иисуса Христа, рас-сказала ученикам, но они «не поверили» (см. Марка 16:11).

Поэтому, мы можем честно и справедливо заключить, что приведённые 8 текстов хра-нят молчание о святости первого дня недели.

Откуда пришла традиция соблюдать воскресенье?

Замещение седьмого дня недели первым днём, т.е. воскресеньем, как новым днём покоя для христиан, было постепенным переходом, совершавшимся в течение третьего, чет-вертого и пятого столетий, и эта перемена была сделана отступившим христианством в уго-ду обычаям языческого Рима.

Первый день недели почитался солнцепоклонниками веками. Именно в этот день они наиболее восторженно проявляли своё преклонение перед солнцем.

Древний Вавилон был центром солнцепоклонства. Именно оттуда, подобно инфек-ции, оно распространилось по всему миру. Летописи и произведения искусства отражают различные обряды и традиции солнцепоклонства каждой нации.

Но почему же люди столь упорно поклонялись солнцу? Да потому, что оно даёт тепло, свет, - дарует саму жизнь. Солнце, господствующее в природе, - это естественная цель поклоне-ния тех, кто отвергает своего Создателя.

Время от времени Господь разоблачал безумие солнцепоклонства. Избавляя Свой на-род из египетского рабства, Он закрыл дневное светило на три дня. Все, кто отверг бога солнца и помазал дверные косяки и перекладины в своих домах кровью агнца, были спа-сены от ангела смерти. Но даже и тогда, когда народ израильский видел Божье избавление в своей жизни, некоторые продолжали поклоняться богу солнца, переняв от египтян этот обычай. Золотой телец, которому они поклонялись, изображавший Аписа, имеет прямое от-ношение к солнцепоклонству. Бог призывал народ не поклоняться светилам небесным, жи-вотным или птицам: «Дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира, представляющих мужчину или женщину. Изображения какого-либо скота... птицы... гада... рыбы... И дабы ты, взглянув на небо, и увидев солнце, луну и звезды и все воинство небесное, не прельстился и не поклонился им и не служил им, так как Гос-подь, Бог твой, уделил их всем народам под всем небом» (Второзаконие 4:16-19). После покорения мира Александром Македонским греки привнесли свою изощрённую ре-лигию идолопоклонства, в том числе и почитание солнца.

Римляне тоже поклонялись солнцу. Они назвали дни недели в соответствии со своей языческой религией. В воскресенье они поклонялись Солнцу, в понедельник - Луне, во вторник - Марсу, в среду - Меркурию, в четверг - Юпитеру, в пятницу - Венере, в субботу -Сатурну. Подобно тому, как солнце управляет планетами, день солнца как бы «возвышал-ся» над всеми остальными днями недели.

Почему бы не ввести воскресенье в церковный обычай - а заодно и обрести язычни-ков для Церкви? Так началось постепенное размывание устоев Церкви, процесс, растянув-шийся на столетия.

Дин Стэнли в своих «Лекциях по истории Восточной церкви» говорит: «Сохранение древнего языческого наименования «день солнца» для еженедельного христианского празд-ника в огромной степени обязано слиянию языческой и христианской сентиментальности, с которой первый день недели был рекомендован Константином своим подданным - как язычникам, так и христианам - в качестве «священного дня солнца»... Таким образом одним общим установлением он примирял религиозные разногласия в им-перии» (Лекция 6, с. 291).

Уильям Фредерик в книге «Три пророческих дня» делает откровенное заявление: «В то время Церковь должна была либо перенять праздничный день у язычников, либо заста-вить язычников перенести этот день. Но перенесение праздника оскорбило бы язычников и стало бы для них камнем преткновения. Естественно, церкви было легче распространить на язычников свое влияние, сохранив их праздники» (с. 169,170).

Сколь поверхностен приведённый аргумент! Но именно так всё происходило. Горькая правда состоит в том, что суббота Господа Иисуса Христа была принесена в жертву божкам популярности и компромисса!

Август Неандер - один из видных историков христианства, заявляет, что соблюдение воскресенья было только человеческим установлением, которое было введено среди хри-стиан после смерти апостолов. Вот его свидетельство:

«Празднование первого дня недели, как и всех других праздников, всегда было чело-веческим установлением. Апостолы не имели никакого намерения устанавливать их, эта мысль не приходила им в голову. Ранняя апостольская Церковь и не думала переменять субботу на день солнца, названный воскресеньем» (Неандер, перев. Г.Ж.Роззе, 186 стр.).

Евсевий - отец церковной истории в 324 году по Р.Х. свидетельствует, что перенос субботы с седьмого дня на воскресенье был осуществлён в его дни, т.е. в 4 веке: «Все то, что должно было исполняться в субботу, мы перенесли на день Господень (воскресенье)» (Коммент. на псалмы, колонка 1171, 23 том).

Сначала это отклонение от истины было почти незаметным. Оно не свершилось в од-ну ночь и не было узаконено каким-либо определённым декретом. Воскресенье первона-чально вошло в обиход даже не как день богослужения, а как светский выходной день. Не-сколько столетий христиане соблюдали оба этих дня, но по мере проникновения в Церковь язычества, воскресенье всё больше и больше выдвигалось на первый план, а суббота оттес-нялась.

В законодательство воскресный день стал вводиться в четвертом столетии. Вначале о нём были изданы гражданские законы, а затем и церковные. Первый гражданский закон о воскресном дне появился 7 марта 321 года в указе императора Константина. Учитывая по-пулярность воскресенья среди язычников-почитателей солнца и уважение к нему со сторо-ны многих христиан, Константин надеялся, что, делая первый день недели праздничным, он сможет обеспечить поддержку своему правлению со стороны тех и других. Закон звучал так: «В достопочтенный День Солнца пусть магистратура и весь городской люд покоятся, и все мастерские будут закрыты. Но за городом земледельцы могут свободно и на законном основании продолжать свои труды» («История христианской церкви», 5-е издание, том 3,стр. 380).

Несколько десятилетий спустя церковь последовала его примеру. Первый церковный закон о воскресном дне был принят на Лаодикийском соборе (около 364 г. по Р.Х.). Этот собор был не вселенским, а римско-католическим. В 29 каноне церковь заявила: «Христиа-не не должны соблюдать иудейские обычаи и оставаться в праздности в субботу, но должны в этот день работать; а день Господень они должны чтить особо и, поскольку они хри-стиане, по возможности в этот день не работать. Если, однако, обнаружится, что они сле-дуют иудейскому закону, они будут отвержены Христом».

В ту эпоху Священное Писание не было доступно каждому человеку, как в наши дни. Учение передавалось устно, так что многие миряне с большим трудом могли уловить раз-ницу между Писанием и традицией. И традиция всё больше и больше превращались в авто-ритет.

Об изменении субботнего дня предсказано в пророчестве

«И против Всевышнего будет произносить слова и угнетать святых Всевышнего; даже возмечтает отменить у них праздничные времена и закон» (Даниила 7:25).

- Что же это за сила, что это за власть?

Этому пророчеству соответствует только одна ветвь христианства. Только одна рели-гиозная организация заявляет о своих правах на изменение Божественных законов. Обрати-те внимание на то, что на протяжении всей истории представители римско-католической церкви постоянно заявляли о своей особой власти, называя её Божьей.

В начале XV века Петрус де Анхерано утверждал, что «папа римский может изменить божественный Закон, так как он обладает не человеческой, а Божьей силой и действует вместо Бога на земле, имея абсолютную власть связывать или развязывать своих овец» («Вначале было Слово», 1993 г. стр.271). Насколько сильно было влияние этих поразитель-ных слов, стало очевидным во время Реформации. Лютер заявил, что путеводителем его жизни является Святое Писание, а не традиции церкви:

«Библия и только Библия - вот мерило нашей веры и обычаев». Иохан Экк, один из главных защитников римско-католического вероучения, выступил против Лютера, оспари-вая именно это его высказывание, и заявил, что авторитет церкви выше Библии. Он бросил Лютеру вызов, указывая в виде примера на то, что христиане вместо библейской субботы соблюдают воскресенье. Он писал буквально следующее: «Писание учит: «Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седь-мой - суббота Господу Богу твоему», - однако церковь перенесла соблюдение субботы на воскресенье собственной своею властью, и ты (Лютер) не найдешь подтверждения этому в Писании» (Иохан Экк, «Против Лютера и др. врагов Церкви», 13 стр.).

НаТридентском соборе (1545-1563) архиепископ Реджийский снова поднял вопрос, можно ли успешно защитить церковную традицию от заразительного примера Реформации, которая стояла за Библию и только Библию? Это был вопрос о власти. Он обсуждался года-ми. Немногие в вопросах веры руководствовались исключительно Библией. Многие влия-тельные голоса звучали в пользу традиции, принижая Писание. «Традиция, а не Писание, -утверждает, например, Лессинг, - является камнем, на котором построена Церковь Христа» (А. Нампон. Католическая доктрина, установленная Тридентским собором, с. 157).

Многочисленная часть собора настойчиво отстаивала мнение, согласно которому Церковь должна исходить исключительно из Писания. И дебаты продолжались. Ход собы-тий изменила, наконец, речь архиепископа Реджийского, предоставившего необходимый аргумент в пользу традиции. Он заявил: «Традиция должна быть поставлена выше Писания, поскольку Церковь заменила субботу воскресеньем только авторитетом традиции» (см. там же 263 стр).

Здесь, пожалуй, уместно будет пояснить, что мы понимаем под традицией. Традиция есть совокупность постановлений, документов, линии поведения и толкований Церкви, то есть высказываний ее представителей, касательно как богословских, так и нравственных ценностей.

Нам удалось выяснить, что произошло с субботой. В «Аугсбургском исповедании», изданном в 1530 году, сказано:

«Она (средневековая католическая церковь) ссылается на замену субботы днём Гос-подним вопреки, как это явствует, Десяти Заповедям; и у неё нет другого примера, кроме замены субботы. Церкви придётся весьма усилить свою власть, чтобы она могла обходиться без Десяти Заповедей» (Филипп Шафф, Символы веры христианского мира, т. З, стр.64). «О власти Церкви можно судить по Священному Писанию. Ибо, если она (церковь), с од-ной стороны, рекомендует их, называет божественными и предлагает для чтения... то с дру-гой, та же власть (церковь) отменила законные предписания, данные Господом в Священ-ном Писании. Например, суббота, самый славный день в законе, был изменён на день Гос-подень... Эти и другие подобные указания не были отменены учением Христа (ибо, по Его словам, Он пришёл не нарушить Закон, но исполнить его), а были изменены властью церк-ви».

Авторитетные лица римско-католической церкви признают, что в Библии нет повеления о святости воскресного дня: «Вы можете прочесть Библию от Бытия до Апокалипсиса и не найдёте ни одной строчки, повелевающей святить воскресный день. Священное Писание повелевает религиозное соблюдение субботы, - дня, который мы никогда не святим» (Кар-динал Гиббоне, «Вера наших отцов», 1917 г, 72-73 стр.).

Продолжает ли римско-католическая церковь держаться прежних позиций?

«Катехизис католического вероучения для обращённых» 1977 года издания приводит следующую серию вопросов и ответов:

-   Какой день является библейским днём покоя?

-   Еженедельная суббота.

-   Тогда почему мы соблюдаем воскресенье вместо субботы?

-   Мы соблюдаем воскресенье вместо субботы, потому что католическая церковь пе-ренесла освящение с субботы на воскресенье (стр. 50).

Кому повиноваться?

Поскольку суббота играет такое жизненно важное значение в поклонении Богу как Творцу и Искупителю, неудивительно, что сатана развязал вселенскую войну с целью унич-тожить это святое установление.

Воскресенья нет в Библии. Воскресенье не было введено Христом. Это исключитель-но человеческое установление. Правда, оно возникло на раннем этапе истории Церкви. Но разве не трагично, что воскресенье появилось, как символ, связанный с богом солнца, за-пятнанное отступничеством, как прямое наследие язычества? Печально, что Церковь так охотно, так слепо и опрометчиво приняла его!

Почему происходит подобное? Почему столь бросающаяся в глаза фальшь осталась незамеченной? Неужели мы невольно стояли на страже обычая, который вовсе не является священным? Вместо того, чтобы охранять истины, мы хранили традиции.

Миллионы христиан совершают богослужения по воскресным дням, считая это своей священной привилегией. Они искренне молятся, веря в то, что выбранный ими день являет-ся истинным днём торжества нашего Господа над смертью. И Господь принимает их ис-кренние молитвы. Но теперь, когда подлинный смысл этой проблемы прояснился, когда люди почувствовали, что в этих экспериментах с Божественным законом не обошлось без заговора и интриг, они останавливаются и задумываются. Теперь, когда сознание освети-лось светом истины, непослушание недопустимо.

Теперь по-новому звучит, обращённый к нам вопрос, заданный Иисусом учителям за-кона: «Зачем... преступаете заповедь Божию ради предания вашего?» И сказал: «Тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Матфея 15:3.9).

Вопрос о субботе не заключает в себе только то, будем ли мы покоиться в субботу или воскресенье? Это больше, чем выбор между двумя днями отдыха и общения с Богом. Суть вопроса глубже: будем ли мы повиноваться Богу или человеку, Христу или антихри-сту? Будем ли мы верны Христу и станем соблюдать Его седьмой день - субботу или мы подчинимся повелению католической церкви, соблюдая воскресенье? От этого выбора за-висит наша будущая судьба.

Сегодня из глубины веков звучит адресованный нам призыв Иисуса Навина: «Изберите себе ныне, кому служить» (Иисуса Навина 24:15).

Кто изменил день Господень?

1.    Какой день недели Бог благословил, назвал Своим и заповедал святить? Исход 20:8-10 (79 стр. ВЗ). Библия говорит:_____________________________________________________________

2.   Изменил ли Христос субботу на воскресенье - первый день недели? Матфея 5:17-19 (4 стр. НЗ). Библия говорит:_____________________________________________________________

3.   В какой день покоились галилейские женщины после распятия Иисуса? Луки 23:56 (97 стр. НЗ). Библия говорит:_____________________________________________________________

4.   Какой день свято чтили апостолы после воскресения Христа? Деяния 13:14.42.44 (146 стр. НЗ). Библия говорит:_____________________________________________________________

6.  Говорит ли Библия что-либо об изменении дня поклонения Богу в следующих текстах? 

Матфея 28:1 (36 стр. НЗ)______________________________________________________

Марка 16:2.9 (60 стр. НЗ)_____________________________________________________

Иоанна 20:1.19 (127 стр. НЗ)___________________________________________________

Деяния 20:7-11 (156 стр. НЗ)___________________________________________________

1 Коринфянам 16:2 (218 стр. НЗ)_______________________________________________

7.  Кто изменил день поклонения Богу? Даниила 7:25 (871 стр. ВЗ). Библия говорит:____________________________________________________________

8.  Чему, согласно словам Иисуса, мы должны следовать: традиции или Десяти заповедям? Матфея 15:3.9 (18 стр. НЗ). Библия говорит:____________________________________________________________

9.  Что должно быть в основе вашего решения? Деяния 5:29 (136 стр. НЗ), Деяния 17:30 (153 стр. НЗ). Библия говорит:____________________________________________________________